620112952013_6Проводя международную  конференцию «Энергетическая безопасность и устойчивое развитие – перспектива  ОБСЕ», Туркменистан, по сути, предлагает провести революцию в международных  энергопоставках, главным образом, природного газа.

Чего хочет  Туркменистан, чем его не устраивает существующий международно-правовой механизм международной торговли энергоресурсами?

Полагаю, что  главным образом Туркменистан хочет  равноправия и справедливости в  международной газовой торговле. Конечно, в нынешней системе международной  торговли энергоресурсами мало справедливости, равноправия, прозрачности, но эта такая  сфера, где о справедливости и  равноправии как-то и не принято  говорить.

Торговля  энергоресурсами это наполовину дипломатия, наполовину экономика, а  в целом азартная политическая игра. Государства богатые энергоресурсами, будь то Россия, Катар, или Саудовская Аравия, продавая нефть и газ, не только зарабатывают деньги, но и продвигают свои политические интересы, распространяют свое политическое влияние. Деньгами от проданных энергоресурсов, они подпирают  свое политическое  могущество, подкрепляют  свои политические амбиции. Вассальным странам энергоносители продают  по низким ценам и в нужном количестве, а «непокорным» государствам продают  по  мировым ценам, а в крайнем  случае, могут и перекрыть доступ к энергии.

В такой ситуации,  требовать, чтобы в торговле энергоресурсами  стали господствовать рыночные, экономические  законы, это значит провести переворот  в этой сфере, который не всем придется по вкусу.

Туркменистан  хочет провести эту революцию  в международной торговле энергоресурсами. И это можно понять с чисто  экономических позиций. Существующая система не позволяет Туркменистану  в полной мере реализовать свой ресурсный  потенциал, направить заработанные деньги на развитие национальной экономики. Эта же система не позволяет потребителям диверсифицировать поставки энергоносителей.

Кто заинтересован  в проведении такой революции  в международных поставках энергоносителями?

Это, прежде всего, Туркменистан, как одно из богатейших газовых стран и Европа – один из крупнейших и богатейших энергетических рынков. В данном случае, США поддержат  перемены в международной торговле энергией.

Каковы шансы  на успех? Думаю, что небольшие. По той  простой причине, что нынешний порядок  на мировом энергетическом рынке  выгоден такой могущественной и  «упертой»  державе как Россия. Россия занимает особое место на мировом  энергетическом рынке, которое позволяет  ей контролировать значительную часть  самого богатого и платежеспособного  газового рынка – европейского. И она без сомнения   будет  противодействовать любым изменениям, которые будут подрывать ее господство в торговле трубопроводным газом. Здесь  надо исходить из того, что значительная часть российского  военно-политического  могущества базируется на продаже энергоресурсов, в условиях, когда Россия может  устанавливать выгодные ей цены. Переход  к цивилизованной торговле,  когда, прежде всего, будет иметь сбыт более дешевый по себестоимости газ, опасен для России. Российский газ по себестоимости дороже среднеазиатского, в данном случае туркменского, и в условиях цивилизованного рынка, российское топливо неконкурентоспособное против туркменского газа. Тут ничего поделать нельзя, российский газ добывается в более суровых климатических условиях, часть средств разворовывается через коррупционные схемы, и чтобы покрыть все эти издержки, Россия устанавливает высокие цены на свой газ. А чтобы этот газ находил сбыт в Европе, Россия никого туда больше не пускает. В данном случае речь идет о трубопроводном газе. Катар и некоторые другие производители газа поставляют в Европу сжиженный газ. Но сжижение газа дорогостоящий процесс, и его объемы ограничены, здесь трубопроводный газ имеет очевидные преимущества. Отсутствие других поставщиков трубопроводного газа вынуждают европейцев платить высокую цену, устанавливаемую «Газпромом», тем более, что в Европе деньги есть. Потерять особое положение на мировом газовом рынке, потерять  почти монопольное положение на европейском рынке газа,  для России это значит поставить крест на многих амбициозных, политических задачах, которые поставил перед страной Владимир Путин. Таких, как собирание «русских» земель, то есть возрождение Российской  империи. Такая задача стоит очень и очень дорого. Ведь присоединять бывшие республики СССР к России Путин хочет экономическими методами. На что и направлено создание Евразийского союза. Хотя если придется, думаю, что  Путин не побрезгует и военной силой, как это было в Грузии в 2008 году. В результате Россия получила две территории Южную Осетию и Абхазию, которые лишь номинально независимы, а на самом  деле стали  самыми что ни на есть субъектами Российской Федерации.

Поэтому здесь  важно понять, что пересмотр современной  архитектуры международных энергопоставок приведет к трениям с Россией. Я думаю, что эти трения будут носить внутренний характер, внешне Россия будет стараться скрывать свое раздражение. И даже нельзя исключить, что российские официальные лица будут на словах поддерживать усилия Туркменистана в этом направлении. Но на самом деле русские будут всячески противодействовать этому. Тем более, что международное право, внешняя политика, практика деятельности ООН, ОБСЕ и других международных организаций позволяют с помощью различных, бюрократических, процедурных моментов всячески  затягивать принятие решений на многие годы. Вспомните, когда Туркменистан поставил вопрос в ООН о создании нового международно-правового механизма торговли энергоресурсами, а до сих пор эксперты в этой сфере не собирались.

Одним словом процесс этот сложный и трудоемкий, а значит, скорых результатов здесь ждать не приходится.

Вообще, приходится признать, что Европа «погрязла в  болтовне». Она   очень много  говорит о диверсификации, о необходимости  ликвидировать русскую монополию  в газовой торговле, но сама при  этом палец о палец ударить  не хочет. Евросоюз очень рыхлое, многоликое образование. Ему не хватает политической воли, сплоченности и  цельности  в решении стратегических задач.

Европейцы не проявляют должной настойчивости  даже в своем стремлении  заставить  принять Россию третий энергопакет, который предусматривает значительную либерализацию торговли газом и электроэнергией в Европе. По мнению ЕС, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию. Кроме того, третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг.

Какую тактику  было бы целесообразно избрать в  данном случае? Безусловно, необходимо продолжать эту работу по разработке новых правовых условий международной  торговли энергоресурсами, но в этот диалог нужно шире вовлекать американцев.

В заключение одно соображение относительно Ирана. В настоящее время наблюдается  очень малозаметное потепление отношений  между Ираном и США, то есть Западом. Случилось то, что нельзя было предположить  – Президенты США и Ирана провели телефонные переговоры. Международные информагентства сообщили, что на днях состоялась встреча шестерки по иранской ядерной программе, и результаты довольно позитивные. Иранский президент явно дистанцируется от непримиримой позиции бывшего президента Ирана Ахмадинежада.  Если только случится невероятное и Рухани удастся растопить лед между Ираном и США это в корне многое изменит и, особенно,  в вопросе международной газовой торговли. Тогда вопрос о поставках туркменского природного газа в Европу обретет реальные черты, плоть и кровь. Я имею в виду, что можно будет вновь поднять вопрос о строительстве газопровода Туркменистан-Иран-Турция-Европа, который активно обсуждался в начале 90-ых годов прошлого века. Насколько мне известно, ряд подготовительных работ по этому проекту был проведен.

Учитывая, что  Туркменистан связан с Ираном двумя  газопроводами, а Иран связан газопроводами  с Турцией, задача организации поставок туркменского газа в Европу упрощается многократно. Не надо строить газопровод через Каспий и раздражать Россию, не надо строить газопровод через  Азербайджан, с  которым есть территориальные  споры. У России не будет ни малейшего  формального повода возражать против туркменского газа в Европе. Это  будет такой удар по монополии  России на европейском газовом рынке, от которого империя не оправится. Но это только в том случае если Иран помирится с Западом, а это  очень скоро может стать реальностью. Предпосылки, хотя и маленькие для  этого, но есть. Конечно,  США и Иран родственниками в ближайшее время не станут, но разрядка напряженности может сыграть Туркменистану очень хорошую службу.

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector