mail.google.comТашкент, Узбекистан, 12news.uz  — Недавно в рамках республиканского месячника и Международного дня музеев в ремесленном центре Самарканда открылся, персональная выставка самаркандского художника-керамиста, члена Творческого объединения Академии художеств Узбекистана, академика Шарифа Азимова, в честь 60-летия мастера.  

На выставке выставлено более 150 различные работы художника, который он творил в последние десятилетия. Это в основном традиционная самаркандская неполивная керамика, который большое место занимает в творчестве этого мастера.

Как известно, среди многочисленных художественных промыслов  Узбекистана, керамика занимает особое место. Пожалуй, это самое древнее и самое востребованное сегодня из существующих в стране ремесел.

Блюда-ляганы, пиалы и косы, вазы, хумы и чайники, горшки и расписные игрушки, такие разнообразные по форме и очень удобные в употреблении, все они пользуется неизменным спросом с давних времен по сегодняшний день. И сегодня их отличает высокое мастерство исполнения, гармония смелой фантазии, удивительное волшебство орнаментального решения и тонкое чувство стиля в обращении с цветом.

С давних времен в  Узбекистане изготавливают керамику двух видов: неполивную обожженную терракоту и поливную глазурованную керамику. С течением веков отчетливо определились и получили известность центры керамического ремесла:  Самарканд, Гиждуван, Риштан, Шахрисабз, Ташкент, Хорезм.

Керамика этих центров четко делится на две цветовые группы: в первой преобладают синие, зеленые и белые цвета, а во второй – зеленые, коричневые и желтые. Такие вкусовые пристрастия объясняются чисто техническими причинами. В Ферганской долине и  Хорезме для поливы используют древнюю ишкоровую глазурь лазурных тонов, а  желто-коричневые тона природных красителей под ней просто разлагаются. В Самарканде, Ташкенте и Бухаре употребляют свинцовую глазурь, поэтому здесь замечательно получается вся гамма красно-коричневого. Каждый центр керамики также имеет свой неповторимый орнаментальный почерк. Изделия их до того самобытны, что даже непрофессионал, единожды сравнив изделия, уже никогда не спутает ни одну из школ.
В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончар-косагарлик производил коса, шокоса,пиалы,ляганы, тавок, тогора, бадии и т.д.; кузагарлик выделывал кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения. По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX — начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика.
Главная особенность керамики бухаро-самаркандской школы связана с технологическим фактором — использованием свинцовой глазури и зелено-желтых и коричневых красителей, во многом определявших характер образного звучания изделий. По своим формам изделия этой школы в 1990-х годах в основном развивают традиции предшествующих десятилетий.
Техника нанесения узоров в различных центрах бухаро-самаркандской школы носит специфический характер. Так мастера Гиждувана и Шахрисабза используют в основном роспись кистью, а мастера Ургута и Денау часто используют и гравированный орнамент.

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в этом регионе. Из глины делали самое главное – посуду: чаши, пиалы, блюда, кувшины. А затем расписывали ее глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.

К числу традиционных центров  керамического производства в  Узбекистане, сохранивших свои древние  традиции, относятся Самарканд, Хорезм, Ташкент, Риштан, Гиждуван, Хива, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут и другие.

Современную  самаркандскую керамическую  школу начал возрождать в 30-х  гг ХХ в. известный самаркандский  мастер Усто Умар Джуракулов (1894-1973гг), который принадлежал к династии потомственных гончаров насчитывающей более 300 лет.

В декоре глазуровенной он любил использовать известный с древности прием «чизма»- гравировку по ангобированому  фону.

Усто Умар был искунейшим формовщиком, блестящим гончаром-виртуозом и по характеру своего дарования керамистом-скульптором. Он создавал фигурные сосуды в виде животных-баранов, драконов, рыб, птиц.  Большое места в его творчестве занимает мелкая пластика.

В 1958 году была открыта керамическая мастерская, которую возглавил Усто Умар Джуракулов. Здесь он вырастил целое поколение молодых керамистов. Первыми его учениками были ныне известные мастера Абдурахим Мухтаров и Мансур Насыров. Позже пришли Хожикурбон.Шарапов,Худойберди Хакбердыев, Хайдар Батуров, Джумабой Кобилов, Шариф Азамов и внук Джуракулова – Ильхом Вахидов которые успешно продолжали и развивали его работы.  Один из таких талантливых его учеников является Шариф Азимов

Он родился 14 мая  1954 года в старом части города Самарканда не далеко от гузара Кулолон, где жили в основном потомственные мастера-керамисти. В этом же квартале жил известный усто-кулол, Народный художник Узбекистана, основатель возрожденной самаркандской школы керамики,  усто Умар Джуракулов.

За более 40 летный творческой деятельности Шариф Азимов вырос от простого ученика керамического цеха художественного фонда Самарканда  до  известного мастера-керамиста в Узбекистане.  Его творческие работы украшает многие экспозиции, и хранятся во многих музеев Узбекистана и зарубежных стран.

Шариф Азимов став известным далеко за пределами родного края, сам продолжает традиции «усто — шогирд», передает секреты своего искусства сыну Шавкату и учащимся колледжа дизайна имени А.Ходжаева в Ташкенте.

Лаконичные, выразительные формы лощеной керамики Шарифа Азимова напоминали древние греческие амфоры и сосуды. Для их изготовления мастер использовал самые разные глины: афрасиабскую, кони-гил, карнаб, кашкадарьинскую, украинскую и другие.

В руках керамиста Шарифа Азимова глина говорит тем языком, на котором с нею хочет повести беседу усто. Немало времени он посвятил изучению истории керамики, музейных экспонатов, традиционных основ древнего искусства кушанского и других периодов нашей истории. Переплавленные в горниле его творческой фантазии, оживают в терракоте или в обливной керамике лучшие устремления древних и современных мастеров — выражение красоты земли и человека.

Все оттенки терракоты — от почти белой до темно-серой и красной — представлены в экспозиции. Мастер показал свое искусство и в обливной керамике, сияющей сине-зелеными бликами.

Когда видишь работы этого мастера, осознаешь: человек, преображающий природные материалы, должен обладать исключительной добросовестностью и чувством прекрасного. Только тогда его изделия восхитят изяществом поющих линий, цвета, объемов. Пройдя обжиг в 1000-градусном жаре гончарной печи, они становятся сплавом огня, земли и сердца мастера.
Керамика Шарифа Азимова напоминает, скорее, музейные экспонаты, нежели бытовые сосуды. Каждый кувшин — то стройный, как дева, то округлый, как зреющий плод, — хочется погладить ладонью, чувствуя под рукой живую, горячую плоть. Его произведения — классика керамики.

Шариф Азимов активный участник многих областных, республиканских и международных выставки, а в 2011 году он стал победителем республиканского конкурса «Ташаббус» в номенации «Лучший хунарманд года» и был удостоен главного приза конкурса автомобиля «Спарт»

Выставка было организовано Самаркандским областным отделением ассоциации «Хунарманд» и отделением Академии художеств Узбекистана.

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector