Недавно госдепартамент США опубликовал доклад по правам человека в мире за 2013 год. Его авторы утверждают, что в Узбекистане институт махалли, якобы, используется в качестве источника информации о верующих, как потенциальных экстремистах. Если верить заокеанским фарисеям, получается, что сходы граждан обеспечивают невидимую «…связь между местной общественностью, властями и правоохранительными органами…». Как следует из контекста документа, авторы доклада ставят под сомнение независимость махалли от вмешательства государства.
Невооруженным глазом видно, что давая оценку роли и влиянию махалли, псевдоаналитики не удосужились даже поверхностно ознакомиться с узбекским законодательством в данной сфере, в частности, с Законом Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции от 22 апреля 2013 года. Ведь используемая авторами доклада формулировка «махаллинские комитеты» давно выведена из правового лексикона, поскольку она использовалась в советские времена, когда тоталитарное государство действительно контролировало общественную жизнь через подчиненные вертикали власти.
Благодаря этому Закону институт махалли стоит на защите законности, приоритета прав, свобод и интересов человека. Самостоятельная деятельность органов самоуправления граждан гарантируется Конституцией страны. Основной Закон также предоставляет всем гражданам (независимо от пола, расы, национальности, языка, религии и социального происхождения) равные права на самоуправление непосредственно или через своих выборных представителей. Граждане Узбекистана наделены широкими полномочиями в реализации своих избирательных прав через сходы граждан. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность органов самоуправления граждан не допускается. Органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и в полном объеме осуществляют предоставленные им законодательством права.
В то же время кенгаши сходов граждан уполномочены принимать все необходимые меры по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения прав граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения чуждых взглядов.
Институту махалли передано более трех десятков функций социально-экономического характера, которые ранее относились к полномочиям органов государственной власти. С каждым годом растёт роль органов самоуправления граждан в деле развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, оказанию адресной социальной помощи, осуществлению общественного контроля за деятельностью государственных органов.
На принципах социального партнёрства махалля налаживает сотрудничество с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества.
В настоящее время в стране насчитывается около десяти тысяч махаллей. В каждой из них действуют различные комиссии. Это – комиссии по духовно-просветительским вопросам, социальной поддержке, по работе с женщинами, по вопросам несовершеннолетних, молодежи, спорта, по вопросам развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, экологии и охране природы, благоустройству и озеленению, общественному контролю и защите прав потребителей, примирительная комиссия и другие.
Махалля служит не только основой для формирования собственников, но и является инициатором развития социальной инфраструктуры на местах. В каждой махалле организованы консультативные центры по обучению граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью. Она также выступает поручителем при получении кредитов субъектами предпринимательства.
Узбекистан, основываясь на принципах «сильной социальной политики», недопустимости социального расслоения общества, внедрил механизм оказания адресной социальной поддержки населения, в рамках которого государство делегировало право административного управления ресурсами в пользу органов самоуправления граждан. В каждом сходе граждан существуют общественные комиссии по оказанию социальной поддержки, состоящие из 15-20 человек — авторитетных и уважаемых граждан, представителей общественных и государственных организаций. При назначении и выплате пособий и материальной помощи они руководствуются принципами социальной справедливости, обеспечения широкой гласности и открытости. В воспитании молодёжи большое внимание уделяется духовно-нравственному аспекту, способствующему формированию чувства национальной гордости и самосознания. В этом деле особая роль принадлежит «Родительским университетам» при органах самоуправления граждан. Таковых в настоящее время насчитывается около девяти тысяч. Именно здесь стыкуются интересы комиссий по вопросам просвещения и духовности, социальной поддержке, работе с женщинами, а также комиссий по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта.
В рамках системы «семья – махалла – образовательное учреждение» проводится масштабная работа по оказанию противодействия влиянию чуждых идей, алкоголизму и наркомании. В результате настойчивого труда активистов махалли предотвращаются преступления. При вмешательстве аксакалов и их советников предотвращаются случаи попадания молодежи под влияние религиозно-экстремистских организаций.
В соответствии со статьёй 105-й Конституции Республики Узбекистан в ноябре-декабре 2013 года были организованы выборы председателей сходов граждан и их советников. Проведение очередных выборов осуществлялось в свете реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, в связи с чем, процесс имел особое значение для утверждения высокой роли органов самоуправления граждан в политической, экономической и социальной жизни государства.
По итогам выборов 2013 года избрано 9 756 председателей и 99 618 их советников. На каждую должность председателя выдвинуто в среднем по 3 -4 кандидата. Прошедшие выборы стали еще одним подтверждением активизации участия женщин в реализации общественно-политических и социально-экономических реформ. В ходе выборов председателями 1310 или 13,4% сходов граждан по республике избраны представительницы прекрасной половины человечества. Число женщин – председателей сходов граждан в некоторых регионах намного превышают средний показатель по стране. Например, в Андижанской области – 23%, Наманганской области и городе Ташкенте – 19%.
В настоящее время в каждом сходе граждан на штатной основе осуществляют свою деятельность председатель схода граждан, консультант по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию, руководитель общественного формирования «махалла посбони» и ответственный секретарь – всего около 40 тысяч человек. Кроме того, в работе органов самоуправления граждан на общественных началах участвуют около 800 тысяч членов общественных комиссий.
Все это является ярким доказательством растущей роли махалли в качестве института, стоящего на защите прав и интересов граждан.
Американским аналитикам впредь не следует опираться на всякие домыслы и прежде чем делать скоропалительные выводы им необходимо лучше изучать ситуацию на местах.

LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
×
LatasSitel Administrator
Sorry! The Author has not filled his profile.
Latest Posts
Adblock
detector